Карта сайта

Мотив аффилиации

Мотив аффилиации

Специфика эффективной лидерской деятельности – публичность – требует наличия у человека личностной потребности в общении, мотива аффилиации. Это связано с необходимостью находить контакт с самыми различными людьми.

Потребность лидера в аффилиации, то есть в принадлежности к группе и получении одобрения проявляется в заботе лидера о близких отношениях с другими. Мотив аффилиации подразумевает дружественные отношения с другими людьми. Но они возникают только в условиях “безопасности” (то есть с себе подобными, с теми, кто взаимен в этой дружбе). С непохожими или представляющими хоть какую-либо угрозу людьми, лидеры с ведущим мотивом аффилиации часто оборонительны и неустойчивы. Их взаимодействие, привязанность, сходство или соглашение с другими людьми являются взаимными и подкреплёнными, также как их избегание, нелюбовь и разногласия. Лидер проводит время в личных контактах и общении с другими людьми и часто ведёт себя как конформист. Они в результате таких свойств более вероятно изберут своими советниками лояльных друзей, а не экспертов.

Для лидеров, имеющих подобные притязания, главное – быть не у власти, а на трибуне. Они не могут сосредоточить усилия на длительной, индивидуальной работе. Они готовы встречаться с самыми разными людьми (будь то террористы или бизнесмены), выступать сколько угодно раз и в любых аудиториях, участвовать в любых массовых мероприятиях.

В речи лидеров мотив аффилиации проявляется в заботе об установлении, сохранении и восстановлении дружественных отношений, общения. В текстах этих лидеров наиболее часто присутствуют образы границ и барьеров между людьми или организациями. Особенно характерны такие термины, как “друзья” или “дружба”, “сотрудничество» с партнёрами, союзниками и т.п.

Одним из важных аспектов мотива аффилиации является поиск одобрения со стороны других, который имеет, по меньшей мере, два варианта.

2. Лидер рассматривает свою деятельность как способ заслужить одобрение у референтных для него лиц. Он старается осуществлять свою деятельность исходя из разделяемых ими норм и ценностей, максимально стремясь к прототипу в их глазах. Кроме того, лидер может действовать таким образом, чтобы его одобрили референтные лица – лидеры других организаций и т.п.. И в том, и в другом случае собственный положительный образ в сознании подчинённых лидера не интересует.

3. Поиск одобрения со стороны других.

Поскольку лидеры, движимые целью получения признания, одержимы идеей бесконфликтного общения, то на первые позиции они выдвигают способности к прогнозированию и диалогическому общению. Вместе с тем, стремление демонстрировать свою деятельность неотделимо от необходимости показывать результат деятельности. Но стремление избегать конфликтов существенно удлиняет время на принятие решения и исполнение принятого решения, и, следовательно, такой лидер часто опаздывает за развитием событий. В динамически меняющейся ситуации он просто оказывается стоящим “поперек течения”. Отрицательные результаты так часто сопровождают его усилия, что это ставит под угрозу главную ценность жизни – любовь подданных. Поэтому срабатывают механизмы психологической защиты и образы нежелательных результатов вытесняются из сознания лидера, что приводит к утрате обратной связи лидера со средой. Нарушение обратной связи неизбежно приводит к принятию неверных решений и снижению эффективности деятельности. Следовательно, лидер, ориентированный на признание, может быть эффективен только на этапе адаптации к роли лидера. На этом этапе избегание конфликтного общения вполне возможно, ибо еще нет острой необходимости принимать какие-то радикальные решения. На этапе творческой самореализации достижения таких лидеров снижаются. В межличностных отношениях типа “торга” он склонен к сотрудничеству в условиях малого риска, в рискованных же условиях полон тревоги, защищается, иногда склонен к эксплуатации партнёра. В отношениях внешнего “торга” лидер с высоким мотивом аффилиации является пассивным коммуникатором, теряет способность объяснить причины своего поведения. Партнёра воспринимает как приятеля или человека, предоставляющего ему определенные возможности.

Поскольку такие лидеры бывают оборонительны и сверхчувствительны в условиях риска или конкуренции, то часто они оцениваются обществом как менее популярные, чем те, у кого эта потребность развита менее.

В любом случае такие лидеры обычно пассивны и подвержены влиянию других людей, особенно тех, кто им более привлекателен. Качество советов, полученных от привлекательных, лояльных, но не экспертных советников часто бывает очень низким. Однако в целом мотивированные на аффилиацию лидеры имеют тенденцию быть более подвижными во внешнеполитическом взаимодействии. Они находятся в менее враждебных военных отношениях с соперниками.


Использование материалов сайта возможно только с письменного согласия авторов!
© 2003 - 2018 Эффективная кадровая политика
кадры, управление персоналом
В режиме ленты  |  Вся лента